Люблю японское старьё. Оно меня словно приводит в гармонию. Умение писать иероглифы в квадратиках, кажется, приучило всех азиатских режиссёров и операторов выстраивать кадр с полным пониманием его пустоты и наполненности. Всё такое уравновешенное. Стабильное. а где-то даже монументальное.
История о родителях из глубинки, которые приехали к детям в большой город - очень проста по содержанию. Но здесь, безусловно, упор на создание ощущения от всего происходящего. Не скажу, что это сильно увлекает: всё-таки первые 20 минут чисто разговор о "дядях Ванях", которые где-то живут, кушают рис и иногда заходят в гости - это, знаете ли... тяжко. И далее всё показательно, и, как часто случается в японских фильмах, - ещё и озвучено. Мыслью сильно не вильнёшь, колея достаточно глубока, чтоб ехать правильной дорогой. В принципе, подобное разъединение - неизбежно. Кто-то в ритме новой жизни, кто-то остался позади. Дети как-то пытаются по-своему обмозговать это дело. Может, выглядит и некрасиво местами и похоже на безразличие, но как правильно заметил отец: бывает и похуже. Однако, безусловно, радоваться тоже нечему.
Но как понравились образы родителей. Они не требуют, не хватают за грудки и не кричат: ты должен! Они вполне смиренно, с любовью, принимают данность. Благодарят за хорошее, не упрекают недостаточным вниманием. Вот это понимание и приятие было для меня, пожалуй, самым сильным в фильме. Умение любить, понять и отпустить, а не просить по счетам. На расстоянии добрым быть легко, совместная жизнь сопряжена с трудностями. Что там накопилось у той же старшей дочери к выпивающему отцу - это вопрос. Осуждать смысла нет. Иногда накапливающаяся неприязнь и обиды просто перебивают любовь - и всё.
В целом прекрасный, немного грустный фильм, который всё равно оставляет светлое ощущение не быстрого ритма города, а размеренного течения времени в посёлке, где живёт любовь и достойное примирение с жизнью.
|