Отзыв на дораму The Last Empress

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

              Ариран, Ариран, перевал Ариран,

               Решил ты, милый, через него уйти.

               Оставив меня одну, решил уйти.

               Но знай, без меня тебе и десяти ли не пройти,

               У тебя непременно заболят ноги… (перевод: Пак Ир.)

 

               Как и века назад, льётся над Страной утренней свежести её неофициальный гимн. Всё так же величественно несет свои воды могучая река Хан. Так же сияет и переливается огнями башня Намсан – символ Сеула. А в мире по-прежнему правят бал информационные технологии и иные атрибуты нашей с вами современности…

               Но где-то там, на развилке времён, история повернула не в ту колею, и теперь Корея – это Корейская Империя, во главе которой, помимо правительства, стоит императорская семья Ли, сумевшая сохранить себя и свой престол в лихие смутные годы японской оккупации. А что из этого получилось, мы и увидим в этом сериале.

              

               Испокон веков государствами управляют монархи. И лишь последние сто лет у власти ведущих мировых держав прочно окопалась демократия – власть народа. Условность, конечно… Вся наша жизнь полна условностей: мы живем, принимая правила игры, навязываемой нам кем-то, к чему-то привыкли, на что-то просто закрываем глаза, чего-то вообще не понимаем…

Вот и эта дорама есть Условность с большой буквы. Местами переходящая в гротеск и буффонаду. По жанру – чистая эклектика: намешано всего и помногу. Здесь и сагык с его дворцовыми интригами и феерическими злодействами, и триллер, крепко держащий за нервы крутыми поворотами сюжета, и трогательная романтическая комедия с элементами мелодрамы, и боевик с классическим героем-одиночкой, который во имя своей благородной цели лезет к черту в пасть, и…

Так, стоп. Вот на герое-то я бы хотела остановиться поподробнее. Я назвала его классическим? Соврала. Он не классический, а клинический. Идиот. Но это у него наследственное. Ведь всё начинается с того, как его очень-очень глупая мама нашла себе приключение на пятую точку и камень на дурную голову. А потом ее еще и джипом переехало, но главное сделал все же камень. Однако объектом страшной мести сына стал не реальный виновник гибели женщины, а лишь косвенный – водитель джипа. Император.

Император. Антагонист. Тот, кто вопреки всем канонам корейских дорам, внезапно стал центральной фигурой повествования. И мне показалось, что именно тогда, когда этот факт осознали сами создатели сериала, акценты были смещены совершенно в перпендикулярном направлении. Теперь этот рассказ не о мести. Теперь он о становлении человеческой личности, или о том, к чему может привести безнаказанность.

Итак, можно приступать непосредственно к сюжету и истории.

Что такое сюжет? Это события, обстоятельства, ситуации – некая внешняя составляющая рассказа. А история - это реакция героев на происходящее, внутренняя оценка. Здесь сюжет довольно прост: блудливый император, развлекаясь вне дворцовых стен со своей помощницей, случайно вляпался в уголовщину, и ему срочно требуется алиби. Он никак не может запятнать свою репутацию – ИМПЕРАТОРСКАЯ СЕМЬЯ БЕЗГРЕШНА!!! Пока никто не доказал обратного. И чтобы эти доказательства уничтожить, Семья придумала ПЛАН. Благодаря которому, мелкая актриска заштатного мюзик-холла становится императрицей. И Семья получает в ее лице ту самую песчинку в часовом механизме, залетевшую туда непонятно как, и выведшую из строя всю отлаженную систему. Систему зла. 

Сюжет прост, сложна история...

Императрица. О Санни – девушка с солнечным именем, как назвал ее один мой знакомый. Она сама похожа на солнечный зайчик – яркая, теплая и непоседливая. Санни актриса и преданная фанатка императора. Вся ее девичья светелка увешана его портретами: его величество Ли Хёк окружал ее в самом буквальном смысле много лет, она засыпала и просыпалась, видя перед собой его лицо и безупречную стоматологическую улыбку. Могла ли она представить, что однажды пойдет с ним к алтарю? Да еще после такого крышесносного предложения?

Невероятное, немыслимое счастье, переходящее в полнейшую «отключку» от реальности. Сквозь толстые розовые стекла своих фанатских очков Санни не может увидеть, что ее блистающий кумир – вовсе не благородный герой женских грёз, а субъект откровенно мерзкий: трус, слабак (не физически, тут всё наоборот), психопат и моральный урод. А снять очки она не хочет. И даже когда (почти сразу) волшебные стекла начинают трескаться, новоиспеченная императрица их не снимает, смотрит на искаженное, но все равно розовое отражение картины мира, и продолжает любить своего пэа искренней и преданной любовью.

Именно из такой любви и способна взять начало самая непримиримая ненависть… Когда тебя не просто растоптали – тебя убили. Дважды. Надругались не только над твоими чувствами, но над всем тем, что тебе дорого и свято. Когда розовые очки все-таки сломались окончательно и слетели, О Санни помимо воли видит наконец, что попала не в сказку, а в ад. Где её обожаемый муж суть главный чёрт, а свекровь – сам дьявол.

Но про Санни можно сказать словами старой русской поговорки: мал клоп, да вонюч. Она встает на тропу войны, и, шаг за шагом, приводит существующий государственный строй к головокружительному краху. Разумеется, не в одиночку. Вокруг опальной императрицы постепенно формируется целый альянс заговорщиков, начиная с капитана императорской лейб-гвардии – того самого героя-мстителя – и заканчивая аж кронпринцем.

Мститель. На Ваншик, или попросту Ваня. Один из самых интересных и одновременно самых нелепых персонажей. Изначально – туп, как буйвол. Даже контрольный в голову мозга не задел. Но, видимо, послужил образованию дополнительных извилин и редких способностей. Пылая праведным гневом и жаждой мести, коварный Ваня вкрадывается в доверие к своему врагу – Ли Хёку. Становится его правой рукой и названным братом, причем, братья они – вот прямо БРАТЬЯ! И по разуму, и по духу, и по наклонностям, и по предпочтениям. Отожгли знатно. (У Маван и Сон Огон в следующей жизни…) Ваншик самозабвенно плетет интриги, мечтая отобрать у Хёка всё, что тому дорого, а бедный доверчивый крокодил-пэа искренне считает, что наконец обрел то, чего никогда не имел – дружбу.

Дружба, любовь, личная жизнь… Для Хёка это всегда было под запретом. Из него с младенчества кроили куклу «буратини», или по-русски «петрушку» - варежку с глазами. Марионетка – слишком благородно звучит, и ее надо за ниточки дергать. Ли Хёка же любимая мама давным-давно натянула на руку целиком и делает, что хочет. Да и папа также неслабо приложил клюшку для гольфа к воспитанию первенца… Когда узнаешь все эти подробности, внутри начинает предательски шевелиться что-то похожее на жалость к бедолаге-пэа. И чем больше подобных фактов всплывает, тем отчетливее становится это чувство: жуткий крокодил вдруг предстает в новом свете. Он же совсем не понимает разницы между добром и злом. Из него это каленым железом выжгли. Он не знает, что существует иная модель семьи: не стая гиен, а люди, любящие и поддерживающие друг друга. Пэа не знает даже элементарного: как это – любить маму? Свою-то он ненавидит и боится до столбняка…

Императрица-мать. Или мать-перемать, в самом русском смысле. Квинтэссенция порока. Её не описать – её надо увидеть. Мигом забудешь все цензурные слова. Да и сама актриса просто нечто, её мимика непередаваема. Персонаж поражает чем-то в каждой серии. То массаж с мальчиками, то ванна из молозива первородящих… Лукреция Борджиа рядом с ней - сама невинность и добродетель.

Ст0ит ли удивляться, что, встретив по-настоящему верного и преданного человека (актерские способности Вани достойны оваций – он умудряется качественно «охранять» пэа от себя самого, - восторг, смешанный с фейспалмом!), Ли Хёк растекается лужей и готов ради «друга» на всё?

«Скажи мне любое своё желание. Клянусь, я его выполню!» - говорит веселый и поддатый император начальнику охраны. Тот со смущенной улыбкой обещает подумать, приберегая желание на потом. Однажды он его реализует...

В целом, одной из самых привлекательных составляющих дорамы и стали «люто братские» взаимоотношения этих двух раздолбаев. Они и морды друг другу бьют, и мечами машут, и вопят, как психованные (почему «как»?..), и огнестрелом балуются… А потом бухают вместе и чуть ли не целуются. Но – cherchez la femme – как заведено, железобетонную мужскую дружбу способна без меча покрошить в лапшу только женщина.

Санни. Крошечный солнечный зайчик – как так получилось, что оба двухметровых закадычных врага неожиданно для самих себя начали смотреть на нее снизу-вверх? Ну ладно еще Ваня – они в одной коалиции, но с Хёком-то что? Он же всю дорогу морду воротит и мечтает выпереть женушку из дворца хоть в могилу – у солнечного зайчика нехилое гамма-излучение? Или это у императора очередной припадок любви: сперва люблюнимагу, а после – гори ты, любимая, синим пламенем? (Буквально…) А чёрт его знает. Но на задних лапках танцевать и в зубах тапочки приносить пэа учится влёт. (Чего не сделаешь ради чашки растворимого кофе 3-в-1?)

А может, всё гораздо глубже? Не видевший в жизни ничего по-настоящему хорошего и доброго, пэа нутром чует в Санни человека, а не гиену, и его душа, которая, оказывается, еще жива - тлеет где-то под слоем мертвого пепла, - тянется к ней, пробиваясь наружу тонкими и неуверенными лепестками. И ему неважно, что Санни уже не питает к нему нежных чувств, напротив, в порывах бешенства маленькая куколка-императрица гоняет верзилу-мужа по дворцу пинками и за шкирку выволакивает из своих покоев, придавая ускорение волшебным пенделем, - он кайфует. Извращенец, что с него взять…

Санни непреклонна. Между ними слишком много крови (IV группы, резус отрицательный). А у Вани пуля в черепе елозит, запрещает ему в романтику ударяться (а хочетцца-а-а…). И вообще. Не до романов сейчас, время неспокойное, дворцовое зло дышит серой, грозя отравить всю Империю. Уже не до личного. Ни романтика, ни кровная месть сейчас не в кассу. Настала пора развенчивать кумиров и обнародовать чудовищные тайны, тщательно скрываемые во дворце – месте, где сама земля до магмы пропитана невинной кровью и взывает к отмщению. И если надо для этого воспользоваться чувствами Ли Хёка, пока нестабильная психика не качнула его в другую крайность – почему бы и нет?..

 …Или же?.. Кто все-таки пэа на самом деле – чудовище или заколдованный принц? Случится ли с Ваншиком очередное чудо, позволяющее ему избавиться от треклятой пули и остаться в живых? Кого из них будет согревать теплом (и облучать радиацией) солнечный зайчик Санни? Смогут ли силы света победить коварное и изворотливое зло, привычное к беспределу и не знающее границ? А если смогут, то какой ценой?

Эти вопросы будут волновать зрителей на протяжении всего сериала. Однозначности здесь нет. Личности героев сложные, объемные, чувства живые, ощутимые через экран. Транслируемые ценности – общечеловеческие, фундаментальные, без скидок на культурно-историческую парадигму страны-производителя. Актерская игра…. Без комментариев. Нет слов, одни междометия.

Несколько слов о финале. Знаю, многие остались недовольны выпиливанием  одного из ведущих персонажей, но так уж сложились обстоятельства. Тем не менее, закончить удалось удивительно красиво, символично и закономерно. Ни сюжет, ни история не пострадали. Браво.  Ариран, Ариран, перевал Ариран............

Думаю, каждый зритель найдет что-то конкретно для себя. Эклектика – это вовсе не плохо. 100/10.

Автор: Volnistik
Аватар Volnistik
Все отзывы Volnistik 74
Все отзывы на The Last Empress
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 23.02.19

Меню