Оцените отзыв
В конце концов, что такое счастье?(с)
Учитесь, учитесь режиссёры-постановщики и сценаристы, как
надо экранизировать мангу. Ну, по крайней мере, сёдзийно-дзёсейной
направленности и в жанре "повседневность". Возможно, Хигасимуре Акико
покровительствуют какие-то дорамные боги, иначе даже сложно объяснить тот факт,
что киноверсиям её работ мне хочется ставить только "хорошо" и
"отлично". Порой это прям такое отлично, что остаётся только локти
кусать, досадуя, что нельзя выписать съёмочную группу и подобный подход к
другим произведениям.
С мангой Хигасимуры я знакома довольно давно, с момента выхода аниме
"Принцесса-медуза" - и последующего терпеливого чтения первоисточника
в течение нескольких лет. Живые постановки этого сюжета очень хороши,
причём обе, несмотря на то, что сделаны разными командами и имеют различный
хронометраж. Хигасимуру отличает несложная, но аккуратная графика,
продуманные и живые характеры персонажей, к которым моментально проникаешься
участием - и, что самое приятное, ненавязчивая, но явная мораль. А, и ещё: если
вы ищете адекватное представление женских персонажей в исторически женских
жанрах и историях, распространяющихся несколько подальше завоевания "любви
всей жизни", то очень советую обратиться именно к этой мангаке. Не
прогадаете.
Токийские "а что, если" девушки - яркий представитель
стиля и умений автора. Мангу-оригинал я знаю хорошо, поэтому совсем без
сравнений обойтись мне не удастся. Но спешу заверить: в сериале настолько тонко и
удачно найден баланс между точной экранизацией и режиссёрским видением, что
именно ругать съёмочную группу мне не придётся. Вроде бы и есть в дораме эпизоды, в
которых она проигрывает по силе подачи манге, но в то же время есть и те, которые
поставлены пронзительнее и достовернее. Я посоветую ознакомиться и с дорамой, и
с мангой: и в данном случае неважно, в каком порядке. Сериал хорош как экранизация и как
экранизация вряд ли разочарует, в то же время он хорош и сам по себе.
Повествовательно "Токийские мечтательницы" направлены на аудиторию
ровесниц главных героинь, возрастной интервал 25-35 лет. Вся местная
повседневность выстроена на заботах и вопросах, свойственных именно этому
периоду жизни (наверное, буду недалека от истины, если скажу так)
большинства женщин. Совсем юным девушкам разговоры и поступки героинь ещё могут
быть не близки - у них несколько иные тревоги, а дамы постарше уже могут
смотреть на происходящее с ухмылкой и иронией. Разумеется, это не аксиома, и
сериал вполне может понравиться и тем, кто находится по обе стороны от
данного водораздела или тем, кто вообще далёк от подобных забот. Однако легче всего
сопереживать героиням именно тогда, когда находишься с ними в оной лодке.
Здесь отражёны этапы жизненных сомнений, поиски своего места, бесконечные
"что, если" вкупе с сожалениями о том, что время неумолимо, а ты так
беззаботно к нему относилась, считая, что всё ещё много раз успеется.
Осознание, что ты уже не беспечная девчонка - и оказывается, что и состоявшейся
женщиной тебя не назвать, с работой как-то невнятно и на личном фронте ветер
перекати-поле по степи разносит. А вокруг подпирают локтями юные да резвые,
такие перспективные и талантливые, вокруг шепотки молвы да счастливые пары. Жизнь проходит
мимо, а ты всё сидишь вечерами в уютной икезае, распивая пиво с боевыми подругами и
мечтая о том, как в один прекрасный момент всё изменится. Но Мироздание что-то не
торопится награждать тебя обязательной атрибутикой главной героини, скорее потихоньку
задвигает за кулисы и даёт лишь расставить реквизит для часа славы кого-то другого.
Именно такими предстают перед нами три главные героини. Они всё ещё молоды,
профессионально более-менее состоялись, крышу над головой имеют... но
как-то всё не то. На личном фронте глухое затишье. И неясно, что и в какой
момент пошло не так, что было упущено и что делать дальше. Вроде бы и хочется рядом иметь сильное
плечо, но подходящее всё никак не находится. А не за горами Летние Олимпийские Игры в Токио 2020, к которым ну никак нельзя подойти в статусе сильной и независимой, так что кровь-из-носа-но-надо-встретить-того-самого. Эх, не ведали они тогда, что год грядущий всем готовит...
Как-то раз "Три девицы под окном пряли поздно вечерком": как обычно пили пиво в
семейном ресторанчике одной из подруг, Коюки, рассуждая о многочисленных "если бы да кабы". Однако не знали, что их веселый и чуточку пьяный щебет
невероятно выведет из себя завернувшего на огонёк строптивого
царевича-правдоруба. А тот как давай упрекать героинь за бездействие и
блуждание в грезах. Ишь, умник выискался! Поругались с ним девчата, однако
призадумались: а ведь не так уж молодой человек и не прав, и слов с их стороны много больше, чем дела. А значит, пора что-то менять! Жизнь в ответ на их решимость тоже не заставила себя ждать, подкинула кому что: кому - встречу с отвергнутым
воздыхателем и новые знакомства, кому - бывшего парня-бабника, кому - сложные
отношения с женатым мужчиной в личностном кризисе. Что было, что будет, чем
сердце успокоится? Так ли уж надо героиням замуж вот прям сейчас, или это
просто реакция на напор общественных стандартов и мифический рубикон? И так ли бессмысленны дружеские разговоры о чём-то эфемерном?
Вопреки тому, что сериал романтический (причём такой, реалистично
романтический, у персонажей, о ужас, даже бывает секс!), он, в первую
очередь, о жизненных сомнениях, поисках пути - и, как бы избито ни звучало,
о кризисе тридцатилетних. Когда вроде и сделано уже немало, но остро кажется,
что недостаточно, и все вокруг успели в три раза больше. Когда постоянно
сомневаешься перед принятием решений, потому что уже есть, что терять, и не
хочется совершить роковых ошибок. Когда не успеваешь за ходом времени - и
оттого то замираешь в оцепенении, то несёшься вскачь и трясёшься за каждую минуту.
И ещё, разумеется, эта дорама о дружбе. Прежде всего, женской: TTM - одна из тех
редких историй, где эта тема раскрыта полно и трогательно. Героини есть друг у друга и держатся вместе несмотря ни на
что: это ли не главная ценность, которую они приобрели?
Хочется чуток поковырять это магическое "тарареба" из оригинального названия. Выражение в
японском вполне устойчивое, аналогов в русском можно подобрать несколько:
"если, то", "а что, если", "если бы да
кабы", "если бы". Всегда
сослагательное наклонение: что-то такое, что полно сожалений о сделанном в
прошлом выборе, сомнений по поводу будущего - но в то же время полно и надежд. И
всё это в сериале есть: и смятение, и сожаления, и надежда. Не обошлось
и без игры слов: являющиеся героиням (чаще всего центральной, Ринко) в
минуты подобных метаний "говорящие патиссон и помидор"((с) рецензия
Эвники) на самом деле представляют собой молоки трески и печень, они же
по-японски tara и rebaa (от английского liver). Да-да, вот такие фантазии:
стоит героиням заикнуться или подумать о своём любимом "а что,
если", как Тара и Реба тут как тут с нравоучениями. Редкий случай: компьютерная графика выполнена столь качественно, что эта парочка в состоянии полюбится зрителю не меньше персонажей-людей. А самоирония героинь, воплощающаяся в
такой неординарной форме, ещё и фору даст главному колкоязычному правдолюбу.
Про него, кстати, нельзя не сказать отдельно. Сценическое имя у этого любящего
лезть в чужие дела (что вообще-то японцам несвойственно) товарища весьма говорящее, Key. "Ключ". Здесь кроется моё едва ли не единственное замечание к сценаристке: очень уж
она покромсала биографию и роль этого персонажа, как и его развитие отношений с
главной героиней (Ринко). В манге что он, что его подколы воспринимаются
несколько иначе, чем в дораме. И в жизнь героини он вламывается не только с
бесцеремонным троллингом, но и с реальной помощью. Причём, уже на первых порах становится очевидно, что Ринко с первого взгляда запала Ки в душу. В дораме
поступки Ки сглажены, они менее яркие, к некоторым из них его скорее
подталкивают окружающие люди и обстоятельства, а один действительно значимый
поступок из оригинала и вовсе отдан другому мужчине в жизни
Ринко. Это, как по мне, был спорный и немного странный ход. Однако вписан и раскрыт весь эпизод в дораме совокупно лучше - вот этого не отнять. То, что в манге было подано скорее намёками и штрихами, в дораме стало очень трогательной мини-историей.
Но именно из-за некоторых явных изменений в событийной части некоторые зрители так и не поняли, что Ринко в Ки
разглядела, что ж там сработало, кроме закона жанра и материнского инстинкта. А
ведь и причины были, и смысл. В дораме Ки более замкнутый и отрешённый, нежели
в манге, более чувствительный, не такой жёсткий. В дораме надо, скорее,
смотреть на актёра, потому что Сакагути Кентаро глазами может передать такую
гамму всего, что у меня не возникало вопроса, отчего Ринко не
могла выкинуть его из головы с самой первой встречи. Это где-то на уровне
подсознания. В дораме всё тоньше, на полутонах - здесь надо именно что собирать намёки и детали. Использованы привычные для азиатов изобразительные
средства: герои постоянно разбегаются в разные стороны, но жизнь неумолимо возвращает
их друг к другу и сталкивает лбами. Мирозданию, знаете ли, виднее =)
Ещё немного позанудствую о том, что лучше сделано в манге. Финал. Эмоциональный накал в финале выше, поэтому и финал манги пронизывает меня больше, особенно в части итога отношений Ки
и Ринко. И признание Ринко (как и реакция на него Ки) действительно
трогает сердце. В манге Ринко произносит очень важные слова о любви и счастье. Понимает, что можно не гадать, что бы было, если бы ты однажды поступил
иначе - а осознать, что благодаря своим решениям, пусть и не всегда "правильным",
многое в жизни ты приобрел и испытал. К сожалению, в дораме эти эпизоды не
экранизированы вовсе, а мораль звучит не так явно и ярко, хотя основной посыл и
сохраняется. Но, повторюсь: в дораме отличается персонаж Ки, чуть моложе сами
героини и несколько изменены обстоятельства отношений - поэтому в дораме
такой финал смотрелся бы, наверное, слишком форсированно и несколько неуместно. И
всё же мне немного жаль, что этих сцен в сериале нет: чисто визуально они
выглядят очень красиво - и я представляю, насколько эффектно они могли бы
смотреться в кино. Финал дорамы имеет чуточку другой уклон, он более сдержан и невесом - и аккуратно вписан в местную канву событий. Зато последние сцены что манги, что дорамы посвящены именно трём подругам, что прочно связывает оригинал с экранизацией.
Ну а в целом же отношению сценаристки к первоисточнику можно только порадоваться. Также стоит отметить режиссёра по кастингу: внешне практически
все персонажи как будто сошли со страниц манги. Такого попадания не
припомню, наверное, за весь свой дорамный стаж, всегда какие-то оговорки. А
здесь - "неужели так бывает?!" Кто-то смотрится объёмнее своих
прототипов, например Хаясака (которому и "ушёл" немаловажный
поступок Ки из манги) и Маруи (которого прямо-таки "втащил"
Танака Кей). Трио главных героинь - это даже не 100, это все 200%
попадания. Снимаю шляпу. Игра актёров - чистый восторг. Не сильно
впечатлили меня разве что Хираока и Хаями. Последний вообще не напрягался, и потому от его персонажа веяло фальшью, Хираока... ну, у него, с одной
стороны, и персонаж незрелый, но временами выглядело как-то совсем нереалистично. О, вот, кстати! Ещё одна романтическая линия,
претерпевшая в сюжете изменения и смещение акцентов - Каори и Рё. В
манге было сложнее и чуть жёстче, но оттого и правдивее. В сериале смягчили и сдобрили под занавес щепоткой сказочности.
Ладно,
я вновь растеклась мыслью по древу, так что потихоньку закругляюсь. Всем
поклонникам жанра "романтическая повседневность" рекомендую сериал с чистой совестью. Думаю, не пожалеете. Если вам интересно, как бы выглядел "Секс в большом городе" в целомудренной японской подаче - что ж, вероятно, тоже сюда. Это удивительно светлая, мудрая история, которая при всей своей кажущейся
простоте и обыденности происходящего вам обязательно запомнится.
Оговорка для тех, кто не любит лайф-экшэны: гиперболизации эмоций в
дораме нет, подача событий очень взвешенная. При этом дорама не уныла, изобилует
добрыми шутками, игрой слов и лукавой самоиронией. В ней не происходит каких-то резких поворотов сюжета, в ней нет хитросплетений и интриг, но она просто окутывает магией повседневности, которой в совершенстве владеют японцы. Я посмотрела десять серий на одном дыхании и готова просить ещё. (Спойлер - "ещё" как раз в этом году обещают дать, экранизировав сиквел-спешал) Может, подача в Токийских "что если" девушках не столь филигранна, как в японских дорамах 90-х и 00-х, но, как по мне, этот сериал вполне можно назвать славным продолжателем золотых традиций того времени.
Объективно говоря, с учётом моих замечаний, мне бы стоило поставить дораме 9.
Но я буду необъективна ;)
Дата публикации: 21.08.20